Вы здесь

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 2017 ГОД

В соответствии с пп. 24 п. 4 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к видам государственного контроля (надзора) относится федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций (далее - контроль за деятельностью НКО).

Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (на территории Кемеровской области - Управление Минюста России по Кемеровской области, далее - Управление); задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций; государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц организаций государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Управлением ведется ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок регистрации. На 01.01.2017 общее количество некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны Управления, составляло 1852 НКО.

В 2017 году проведены проверки в отношении 62 НКО, в том числе 42 плановых и 20 внеплановых, из них общественных объединений - 24, иных НКО - 37, региональных отделений политических партий – 1, проверки религиозных организаций не проводились. В ходе проверок осуществлялся контроль расходования денежных средств и использования иного имущества НКО.

Кроме того, 5 плановых проверок некоммерческих организаций не состоялись, в связи ликвидацией (прекращением деятельности) и исключением сведений о 5 некоммерческих организациях из Единого государственного реестра юридических лиц, а также из плана проверок в установленном действующим законодательством порядке.

По результатам проведения проверок выявлялись следующие наиболее типичные нарушения:

отсутствие у некоммерческой организации деятельности по достижению уставных целей;

ведение деятельности, виды которой не указаны в уставе;

несоответствие учредительных документов законодательству, изменившемуся после государственной регистрации НКО;

непредставление документов для внесения в ЕГРЮЛ обновленных сведений, в том числе, об адресе, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НКО, кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

несоблюдение НКО норм устава;

несоответствие источников поступления и направлений расходования денежных средств действующему законодательству и (или) уставным целям;

несоблюдение специальных норм Федеральных законов «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об образовании в Российской Федерации».

По результатам проведения проверок меры реагирования не принимались в отношении 3 НКО, которые устранили нарушения в период проведения проверок.

При проведении проверок в 2017 году факты осуществления НКО экстремистской деятельности не выявлялись. Наличие политической деятельности у НКО, получавших денежные средства от иностранных источников, не выявлено.

По результатам проведенных проверок НКО вынесено 39 предупреждений, в том числе, по результатам плановых проверок – 23, внеплановых – 16, в суд направлено 20 административных исковых заявлений о ликвидации (прекращении деятельности) НКО, в том числе, по результатам плановых проверок – 16, внеплановых – 4. Представления общественным объединениям в 2017 году не вносились.

В 2017 году, в связи с непредставлением документов к началу проверки, в отношении НКО и их руководителей составлен 21 протокол об административном правонарушении. После составления протоколов все проверки состоялись.

Для уменьшения количества фактов непредставления документов к началу проверки Управлением направляются заблаговременно в адрес НКО уведомления о проведении проверок, представители НКО по телефону (электронной почте) информируются о предстоящей проверке и последствиях непредставления документов.

В результате все запланированные проверки и назначенные внеплановые проверки состоялись.

В 2017 году имелось 2 факта противодействия проведению внеплановых проверок спортивными общественными объединениями, членами руководящих органов которых являются одни и те же граждане. В отношении общественных объединений и их руководителей составлено 4 протокола об административном правонарушении, были вынесены предупреждения.

Во избежание принятия Управлением мер в отношении некоммерческих организаций рекомендуем неукоснительно соблюдать требования законодательства Российской Федерации:

1. Своевременное уведомлять Управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения) НКО, о руководителе НКО, о ее филиалах и представительствах.

В соответствии с абз. 9 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ), п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) НКО обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее  - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. К таким сведениям, в частности, относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа НКО (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени НКО без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НКО; сведения о филиалах и представительствах НКО.

2. Корпоративным НКО (учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган) необходимо надлежащим образом осуществлять учет состава членов организации.

В соответствии со ст. 6, 19 Федерального закона № 82-ФЗ членство в общественном объединении должно быть оформлено соответствующими документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

3. Оформлять решения, принятые органами управления НКО в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Согласно п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Нормы главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия.

4. Своевременно представлять в Управление отчетные документы.

В соответствии с п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, абз. 8 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» НКО обязаны:

-    

ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в  Министерство юстиции Российской Федерации (территориальные органы) отчеты о своей деятельности или сообщения о продолжении деятельности;

-    

общественные объединения - ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абз. 4 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ);

- ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчеты о деятельности или сообщения о продолжении деятельности (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» утвержден порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности.

Размещение вышеуказанных отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности на Информационном портале Минюста России «О деятельности некоммерческих организаций» в сети Интернет, доступ к которому осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://www.minjust.ru/), приравнивается к исполнению обязанностей НКО, предусмотренных п. 3-3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

Благотворительные организации также обязаны ежегодно предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальные органы) в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (до 31 марта года, следующего за отчетным),  отчет о своей деятельности в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона № 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований Федерального закона № 135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчетность представляется на бумажном носителе.

Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная программа благотворительной организации должна быть утверждена высшим органом управления благотворительной организацией и направлена на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

5. Фондам соблюдать требования по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит фонда проводится ежегодно.

6. Соблюдать требования своего устава.

Некоммерческими организациями должны соблюдаются следующие положения, предусмотренные их Уставами:

- порядок управления деятельностью организации в части сроков действия полномочий (сроков переизбрания) своих руководящих и контрольного органов;

- периодичность заседаний органов НКО;

- рассмотрение соответствующими органами НКО вопросов, принятие решений по которым отнесено учредительными документами организаций к их исключительной компетенции;

- обязательное избрание (назначение) органов, формирование которых предусмотрено уставом;

- проведение заседаний коллегиальных руководящих органов НКО в установленном кворуме.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 2. ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов (Устава) НКО обязательны для исполнения самой НКО, ее учредителями (участниками).

 

Отдел по делам некоммерческих организаций

 

Управления Минюста России по Кемеровской области

13 февраля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).